Сегодня в России насчитывается большое количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование дает им возможность учиться и развиваться в среде обычных дошкольников. Совместное обучение дошкольников с разными стартовыми возможностями допустимо, если в образовательном учреждении созданы специальные условия для воспитания и обучения.
Социализация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики.
В России началась реализация программы по созданию (безбарьерной) доступной среды для инвалидов и малобильных групп населения.
Безбарьерная среда — это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с особенными возможностями здоровья, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни. Одной из важных задач программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в обществе. Критерием оценки такой политики является доступность для людей с ОВЗ физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.
Существует восемь основных принципов инклюзивного образования:
■ Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
■ Каждый человек способен чувствовать и думать.
■ Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
■ Все люди нуждаются друг в друге.
■ Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
■ Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
■ Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
■ Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Когда речь заходит об инклюзивном образовании, с точки зрения родителей многое остаётся расплывчатым и туманным. Особенно, когда говорят о такой его разновидности, как дошкольное образование инклюзивного характера. Инклюзивное дошкольное образование подразумевает совместное обучение в ДОУ здоровых детей и детей с особенными потребностями.
На каких законодательных актах базируется инклюзивное дошкольное образование?
На территории Российской Федерации положение об инклюзивном образовании закреплено в Конституции РФ, в законе "Об образовании", а также в законе "О социальной защите инвалидов в РФ". На международном уровне правовая база, обеспечивающая возможность всесторонней реализации и внедрения проектов в области инклюзивного образования (в том числе, и дошкольное образование), опирается на Конвенцию о правах ребёнка и на Протокол № 1 Европейской конвенции о защите прав и свобод человека.
Созданная коррекционно-развивающая среда в ДОУ - это комплексный, системный, вариативный, инвариантный, пластически меняющийся механизм непрерывной психолого-педагогической помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья на пути становления его социальной компетентности в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми, формировании мобильности и общественной активности. Изменение, улучшение и обогащение развивающей предметно-пространственной среды (РППС), является одним из эффективных условий реализации образовательного процесса ребенка с ОВЗ.
В настоящее время в нашем образовательном учреждении:
* разработан и функционирует сайт, адаптированный для слабовидящих;
* Вывески со шрифтом Брайля на контрастном фоне — отсутствуют.
- Специально оборудованные кабинеты - отсутствуют.
- Специальные объекты для проведения практических занятий - отсутствуют.
- Специально оборудованные библиотеки - отсутствуют.
- Специально оборудованные объекты спорта - отсутствуют.
- Специальные средства обучения и воспитания - отсутствуют.
- Обеспечение беспрепятственного доступа в здание образовательной организации - не обеспечено.
- Специальные условия питания - нет.
- Специальные условия охраны здоровья - нет.
- Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья - не имеется.
- Электронные образовательные ресурсы,к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья - сайт адаптирован для слабовидящих.
- Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для обучающихся с ОВЗ - отсутствуют.
- Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ - отсутствуют.
- Спецоборудование для массовых (коллективных) мероприятий (звукоусилители) — отсутствуют.
- Сурдопереводчик, тьютор - в штате отсутствуют.
- Предоставление услуг в дистанционном режиме — не предоставляются (в настоящее время в МБДОУ ДС № 36 "Аленький цветочек" г.Туапсе воспитанников с ОВЗ - нет).
- Предоставление услуг по месту жительства инвалида — не предоставляются.
- Жилые помещения в общежитии, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья - отсутствуют.